Каждый человек периодически сталкивается в своей жизни с конфликтными ситуациями. Они происходят повсюду - дома, в личных взаимоотношениях, на работе, на улице. Везде, где существует общение между несколькими людьми, может вспыхнуть конфликт.
Самое главное - это не бояться конфликта, а уметь вовремя его распознавать и управлять им. Каждый конфликт можно урегулировать, если понять мотивы конфликтующих сторон.
В этой статье пойдет речь о конфликтах в организации. В компаниях работают люди, имеющие свои личные интересы и однажды может случиться так, что интересы одной стороны будут не согласованы с интересами другой стороны. Именно в этом состоит суть конфликта интересов в организации.
Разрешать конфликты в организации наиболее сложнее, чем разрешать их дома или на улице. В организации есть свой трудовой распорядок, который нельзя нарушать, а конфликт существенно осложняет рабочие процессы, что негативно влияет на производительность труда и результаты работы. По этой причине в крупных организациях есть специально обученный человек, который помогает решить возникающие конфликты между участниками.
Последствия конфликта в организации может быть очень плачевным как для самой организации, так и для отдельного человека.
Важно понимать, что избегание активной фазы конфликта при наличии уже возникшей конфликтной ситуации ничего хорошего не приносит. Постепенное наращивание негативных эмоций, связанных с ущемлением каких-то прав или интересов, в итоге может сформировать серьезную проблему для участников и для организации.
Структурный
Данный вид конфликта возникает между участниками отделов или подразделений. Причиной может стать наложенные функциональные обязанности сверх нагрузки, а также причиной может быть неудовлетворительное исполнение обязанностей одного отдела, результаты которого имеют влияние на другой отдел. Например, между отделом продаж и отделом маркетинга.
Инновационный
Связан с возникающими переменами в организации, например, реинжиниринг бизнес-процессов. Также инновационный вид конфликта может возникнуть в связи с реорганизацией.
Позиционный
Наиболее часто встречающийся конфликт, возникающий по причине недооценки значимости личного вклада отдельного участника в результаты деятельности организации. Попытка выделиться и доказать свою личную значимость.
Конфликт справедливости
Попытка достичь справедливости, например, применительно к уровню оплаты труда. Также данный вид конфликта возникает в попытках рабочего коллектива получить выгодные для себя условия труда путем забастовок и бунтов.
Соперничество за ресурсы
Данный вид конфликта часто может возникать между руководителями подразделений и отделов в попытке получить более выгодное распределение ресурсов для достижения результатов. Например, руководитель отдела маркетинга хочет получить дополнительный бюджет для проведения рекламной кампании, а директор производства считает нужным приобрести дополнительное оборудование, так как на его взгляд производство важнее рекламы.
Коллективный
Такого рода конфликты возникают на фоне личной неприязни со стороны коллектива к отдельно взятому человеку в попытках устранить его из организации. Такая ситуация может возникать по отношению как к новому сотруднику, так и к уже давно работающему в организации.
Группа людей
Коллектив
Отдел/подразделение
Личность
Возникновение конфликтной ситуации
Осознание конфликтной ситуации участниками конфликта
Активная фаза конфликта
Развертывание конфликта
Разрешение конфликта
Предконфликтная ситуация
Конфликтная ситуация
Обострение
Предложения по урегулированию конфликта
Достижение соглашения между сторонами
Постконфликтный период
Владельцу компании ни в коем случае нельзя запускать конфликтные ситуации и оставлять их без внимания. Конфликты оказывают негативное влияние на деятельность организации, особенно, если они возникают внутри коллектива. Довольно частая ситуация - это когда сформировавшийся коллектив вытесняет новых сотрудников, учитывая личные интересы, а не интересы организации.
Автор: Екатерина Вайс
katarinavais.ru | astro-pr.ru | food-brand.ru